В ситуации, связанной с возможной угрозой здоровью или жизни, естественная реакция психики направлена на переживание стресса. У детей, которые были непосредственными участниками события, могут происходить следующие процессы. Обращаем ваше внимание на то, что каждый ребенок проживает ситуацию по-разному.
1. В первые часы после происшествия: общая мобилизация ресурсов организма, направленная на выживание. В эмоциональном состоянии - чувство отчаяния. Возможные телесные ощущения: головокружение, головная боль, сердцебиение, сухость во рту, жажда и затрудненное дыхание.
2. Первые трое суток. Первые контакты с теми, кто получил травмы, с пониманием масштабов происшествия («стресс осознания»). Возможные симптомы: ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния. Преобладает чувство растерянности, возможны страхи, ослабление функций внимания и памяти. Возможные телесные реакции: «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита.
3. 3–12 суток после происшествия. Постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако может сохраняться пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, бедность мимики, снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. Может появляться желание «выговориться», сопровождающееся возбуждением, беспокойством. Могут появляться сны, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие пережитые впечатления.
На фоне некоторого улучшения состояния может снижаться уровень резервов организма: есть риск простудных заболеваний, обострения хронических заболеваний. А может уменьшиться умственная работоспособность.
4. Примерно с 12-го дня после случившегося активизируется общение, речь и мимика становятся такими же, как до происшествия, восстанавливаются нормальные сновидения. Могут возникать симптомы предыдущих стадий, но со временем они ослабевают.
У детей, которые не являются пострадавшими и непосредственными свидетелями происшествия, данные процессы могут происходить по-разному: у кого-то более выраженно, у кого-то менее - вплоть до отсутствия каких-либо симптомов. И это нормально.
В некоторых случаях реакции детей могут быть той же силы, как и у непосредственных участников. Это может быть связано с обострением переживаний, относящихся к жизненному опыту ребенка: конфликты с друзьями, неразделенная любовь, развод родителей или острые продолжительные конфликты между ними, переживание утраты близких. Обострение происходит, если на момент событий ребенок не смог выразить возникшие переживания, рассказать о них близким людям, получить поддержку.
Как поддерживать детей, переживающих последствия чрезвычайной ситуации:
Помните! Если ребенок играет в игры, которые вновь и вновь воспроизводят произошедшее с ним событие, или жалуется на «страшные сны», на это обязательно нужно обратить внимание. Так же могут быть повторяющиеся, навязчивые воспоминания о событии. Страхи – конкретных мест, людей, одетых определенным образом, страх оставаться одному, открывать двери, выходить из дома и т.п. Подобные модели поведения нормальны сразу же после события и помогают ребенку справиться. Однако если месяц спустя они не пропали, а лишь усилились, подумайте о том, что стоит обратиться за профессиональной помощью.